Как открыть мини- гостиницу
Идеи для бизнеса -> Развлекательный и гостиничный бизнес, туризм, общепит, красота, здоровье, медицина
Не стоит думать, что мини-гостиницы востребованы только в курортных зонах и только в разгар сезона. На мой взгляд, ситуация на этом рынке диаметрально противоположная.
В мегаполисах остро нехватает гостиничных мест эконом-класса, так что обычному человеку с ограниченным бюджетом зачастую просто негде остановиться. Снимать комнату у привокзальной бабушки - занятие достаточно рискованное, про уровень сервиса здесь говорить не приходиться, да и никаких отчетных финансовых документов, необходимых тем же командировочным, тут вам, разумеется, никто не даст. А значит, приходит время небольших отелей.
Конечно, Москва и регионы и тут живут по-разному. Так, в столице малой считается гостиница с количеством номеров не более сотни, в Петербурге — вдвое меньше. В отличие от Москвы, где большинство малых гостиниц стремится работать в lux-сегменте, региональные малые гостиницы обычно избегают ненужной 2- и 3-звездочным отелям роскоши, делая основной упор на практичность и добротность обстановки.
Нередко малая гостиница представляет собой сегодня небольшую часть действующего или бывшего общежития, подвальное помещение, либо несколько квартир, расположенных на одной лестничной площадке или нескольких этажах. Реже — это часть жилого дома или отдельно стоящее здание. Например, самый распространенный в Санкт-Петербурге вариант создания малой гостиницы — это покупка коммунальной квартиры (либо нескольких таких квартир). Квартиры расселяются и ремонтируются — в одной квартире создается от 6 до 8 номеров. Обычные квартиры для создания гостиниц менее удобны — их, как правило, приходится подвергать перепланировке, что требует дополнительных инженерных согласований с БТИ. Рассчитывать общие затраты проекта нужно исходя из стоимости квартиры и стоимости ремонта и необходимой перепланировки. Обстановка и мебелировка, электрика, сантехника и прочее оборудование обойдется еще примерно в 250–300 долларов в расчете на 1 кв. м.
Опыт показывает, что арендные отношения — не лучший выбор для малой гостиницы. При смене владельцев очень часто меняются не только арендные ставки, но и сами взгляды хозяев на гостиничный бизнес. В результате хозяевам гостиниц вместо работы с клиентами приходится тратить время на улаживание разногласий. Так что создавать гостиницу предпочтительнее в помещениях, принадлежащих будущим владельцам на праве собственности.
Строго говоря, в соответствии с законодательством гостиница должна располагаться в нежилом помещении и отвечать ряду требований СЭС, пожарного надзора и стандартам безопасности, установленным МВД. Она должна иметь порядка трех десятков сертификатов, которые нужно регулярно подтверждать. В каждом регионе оценкой качества обслуживания гостиниц занимаются местные сертифицирующие организации.
Нередко хозяева мини-гостиниц принимают решение не регистрироваться и не получать никаких разрешений. «Серый» путь выбирают почти все малые гостиницы с количеством номеров до 4-х — организованные в небольших квартирах, хозяева которых, в большинстве случаев, не планируют расширять бизнес.
Самый главный плюс «серого» гостиничного бизнеса — снижение затрат благодаря полному уходу от налогового бремени. В то же время, по словам большинства участников рынка, налоговое бремя не является неподъемной ношей — его размеры вполне умеренны, кроме того, в своей деятельности почти все малые гостиницы применяют упрощенную систему налогообложения. Как бы то ни было, работа «по-серому» позволяет обеспечивать цены чуть ниже, чем в «белых» отелях.
Самый большой недостаток «серого» статуса — это ограниченность клиентской и партнерской базы. Из списка возможных клиентов сразу выпадают корпоративные клиенты (т. н. «командировочные»), которые требуют платежные документы для финансовой отчетности.
Одна из главных проблем малых гостиниц — обеспечение постоянного потока клиентов. Здесь можно обратиться к посредникам — агентствам недвижимости, туристическим фирмам... Основным способом рекламы являются Интернет и специальные информационные справочники и каталоги. Впрочем, реклама таким гостиницам не нужна: лучшая реклама — это низкие цены и «сарафанное радио», которые стабильно обеспечивают высокую заполняемость.
Мелочей не бывает
Залог экономической эффективности — оптимизация расходов. Мелочей в малой гостинице не бывает. Например, мыло и шампунь рекомендуется упрятать в дозатор, что при длительном использовании обернется значительной экономией. Но речь идет именно об оптимизации, экономить на комфорте постояльца нельзя ни в коем случае. Скажем, телефонные звонки по городу в большинстве малых гостиниц бесплатны. Кроме того, все малые отели должны сегодня предоставлять услуги Интернет, факсимильной связи, копирования документов.
Еще один показатель качества — это максимально возможная чистота. Даже самая скромная сантехника произведет благоприятное впечатление, если она вычищена до блеска, а самое простое, но идеально чистое полотенце, будет не менее приятным, чем дорогое махровое… То же самое с посудой — дорогая фарфоровая тарелка вряд ли порадует постояльца сильнее, чем самая обычная, но так похожая на собственную — домашнюю.
Другим показателем заботы и гостеприимства высокого уровня является создание условий для удобного размещения и проживания инвалидов. Как ни прискорбно, в большинстве российских отелей отсутствуют элементарные условия для транспортировки инвалидных кресел и проживания инвалидов. А малым гостиницам куда проще решить эти вопросы, чем крупным. Особенно важно это для иностранцев. А значит, наличие соответствующей инфраструктуры может стать одним из инструментов привлечения зарубежных клиентов, проживающих в странах, где забота о недееспособных является обычной практикой.
Крайне важен для постояльцев малых отелей и уровень безопасности. Это кнопки тревоги, надежные сейфы для хранения ценных вещей постояльцев, услуги страхования жизни, здоровья и имущества. В случае длительного постоя администрация должна помочь решить все вопросы с временной регистрацией.
Во многих малых гостиницах при выезде номер в присутствии постояльца никогда не проверяют, тем самым снова демонстрируя доверие к своим клиентам. Человек просто сдает ключ, расплачивается за услуги и уходит…
Гостеприимство по-домашнему
Современные стандарты обслуживания и теплая домашняя атмосфера — вещи несовместимые… Малые же гостиницы обеспечивают путешественников домашним уютом и теплом.
В хорошем малом отеле вас всегда спросят, что вы хотите на завтрак. И если это мюсли и йогурт, будьте уверены, что завтра утром они у вас будут на столе. Правда, большинство малых гостиниц предпочитают не расширять направление питания и не имеют собственных баров или кафе, ограничиваясь общими кухнями, открытыми для посетителей. Чаще всего у гостиниц есть взаимовыгодное соседство — например, небольшое кафе, либо, на худой конец, продуктовый магазин. Заботы по приготовлению собственных обедов и ужинов себя не окупают, поэтому малые отели редко идут дальше завтраков и горячих напитков — чая, горячего шоколада и кофе с коньяком.
В то же время стоит помнить о том, что не все постояльцы приемлют «семейную» и «неформальную» атмосферу. С такими клиентами персонал должен быть всегда готов общаться подчеркнуто строго и без тени ненужных эмоций.
Каждый клиент и любой посетитель малого отеля — это прежде всего человек. В хорошей гостинице посетитель, забронировавший номер, никогда не останется стоять в ожидании возле стойки администратора — гостя всегда ждет чашечка кофе и диван. Согласно исследованиям, проведенным в Европе, при хорошем обслуживании довольный человек делится своей радостью в среднем с пятью своими знакомыми, а вот если клиент остался недоволен, ему нахамили или испортили настроение, жалоба достигнет ушей как минимум вдвое большего количества людей.
Нельзя экономить и на персонале. Именно поэтому одной из основных статей расходов малых гостиниц, дорожащих своей репутацией, является заработная плата. Кадры решают все — об этом свидетельствует зарубежный опыт, согласно которому персонал и кадровый резерв для гостиниц начинают подбирать задолго до окончания строительства. В малой гостинице очень важна атмосфера — от нее зависит общая успешность гостиницы.
Желающих работать в гостиничном бизнесе много, но обладающих необходимыми базовыми знаниями и, что важно, соответствующими личными качествами — единицы. А работа в гостинице — это действительно целая наука. Для работы горничной высокая квалификация не нужна, а вот управлению отелем нужно учиться. Скажем, администратору приходится зачастую совмещать в себе и роль друга, который может подсказать куда сходить, что купить, на что посмотреть и, наконец, на каком автобусе добраться до нужного места, и роль психолога, который может выслушать и утешить взгрустнувшего в чужом городе постояльца.
Поделитесь этой страничкой с друзьями! Спасибо!
Похожие статьи :
Как открыть мини-отель (гостевой дом) в Украине
Еще идеи? Смотрите раздел
Готовые бизнес-планы, полезные документы
Быстрый поиск идей здесь: