Франчайзинг
Что такое франчайзинг. Как выбрать франшизу.
Франчайзинг – это отношения между крупной компанией (франчайзором) и предпринимателем (франчайзи), которые направлены на удовлетворение отдельных интересов этих сторон.
Основной целью франчайзора, как правило, является расширение своего, уже имеющегося бизнеса, дополнительная реклама и увеличение прибыли.
Франчайзи, в свою очередь, стремится открыть свой собственный бизнес с минимальными рисками, используя торговую марку и другие привилегии предоставляемые франчайзором.
Предприятие или предприниматель, покупая франшизу, одновременно приобретает и совокупность благ, которые обеспечивает франчайзор. Все они оговариваются в договоре и могут быть абсолютно уникальными. Например,отдельные крупные компании-франчайзоры кроме предоставления собственно права использовать свою торговую марку могут проводить и обучение персонала, давать кредиты и основное оборудование и т.д.
За все эти «удовольствия» франчайзи одноразово оплачивает стоимость франшизы и далее ежемесячно платит роялти (чаще всего эти средства идут на рекламу и развитие бренда). Стоимость франшизы зависит от известности франчайзора и тех благ, которые он предоствляет франчайзи. Соответственно, что чем выгоднее условия франшизы, тем она дороже.
Франчайзинг – это очень выгодный способ начать своё дело, избежав при этом многих рисков. При этом, франчайзинг сильно отличается от всех других видов бизнеса. Чтобы приобрести франшизу, франчайзи должен соответствовать установленным запросам и правилам. Так франчайзор может потребовать наличие определённых условий у франчайзи, к примеру, подходящего помещения, необходимого опыта, обученного персонала. Поэтому необходимо внимательно изучать все пункты франшизы перед её покупкой.
Самые популярные франчайзоры работают в сфере общественного питания, производства автомобилей и комплектующих, туризма, рекламы, торговли бытовой техникой, косметикой и одеждой.
Виды (категории) франчайзинга
Принимая во внимание предоставляемые франчайзором права, франчайзинг можно разделить на следующие четыре категории:
Товарный франчайзинг
Согласно такому договору франчайзи предоставляется право продавать товар франчайзора. При этом первый не может осуществлять обслуживание продаваемого товара, заниматься производством комплектующих и т.п.
Производственный франчайзинг
Даёт право производить продукцию франчайзора или комплектующие к ней. При этом, как правило, её запрещено продавать через свои магазины и заниматься её обслуживанием.
Сервисный франчайзинг
Даёт право обсуживать продукцию франчайзора, но не делать и не продавать её.
Смешанный франчайзинг
Самый распространённый вид франчайзинга. При этом франчайзи предоставляют право продавать и обслуживать выпускаемую франчайзором продукцию, или делать её и обслуживать, или же всё вместе. Таким образом, один франчайзи может покрыть все виды услуг в определенном регионе связанные с производством, продажей и ремонтом продукции.
Стоит отметить, что франчайзи это не подчинённый франчайзора, но при этом и не вполне самостоятельный предприниматель. Франчайзи обязан выполнять некоторые рекомендации франчайзора, например, следовать правилам трудовой дисциплины установленными последним, не разглашать коммерческие тайны и т.п. А вот вопросы организации торговли, чаще всего франчайзи решает самостоятельно.
Сергей Панкратов для Дайджест идей для бизнеса
09/2011
Поделитесь этой страничкой с друзьями! Спасибо!
Читайте также:
Франшиза - достоинства и недостатки бизнеса по франшизе
Стоит ли покупать франшизу, критерии для оценки франшизы