Как написать бизнес план курьерской фирмы. Практический опыт.

Магазин готовых бизнес-планов - то, что вы ищете, уже здесь!

Гарантия качества. Все регионы. Более 3000 вариантов в одном месте. Мгновенное скачивание.

Как написать бизнес-план курьерской службы. Анализ ситуации на рынке.

Продолжаем рассказывать о том, как открыть курьерскую службу.

Бизнес план курьерской службыКак уже было сказано в предыдущей статье, сегодня курьерская служба осуществляет прием, перевозку и доставку самых разных вещей - от доставки бумажной корреспонденции до перевозки крупногабаритных предметов непосредственно до адресата. Причем курьерская доставка может осуществляться как в пределах населенного пункта, так и получателям из других мест. Основной принцип работы любой курьерской службы - доставим «от двери до двери»!

Очередному росту спроса на курьерские услуги способствовало, как ни странно, появление и развитие новых методов торговли и технологий, которые, как оказалось, не могут обойтись без работы с бумажной документацией. Есть курьерские службы, которые специализируются только на доставке товаров Интернет-магазинов (например, компания «Скороход», обсуживающая магазины холдинга eHouse), либо только на доставке счетов сотовых операторов (к примеру, «Дита», распространяющая счета МТС, а также ее корпоративный журнал).

Вы уже знаете, что для того, чтобы создать курьерскую службу больших стартовых вложений не потребуется. Эта бизнес-идея вполне может быть реализована с очень небольшим бюджетом. Привлекательность организации курьерского бизнеса еще и в том, что сама курьерская доставка может выполняться людьми с невысокой квалификацией или вообще без таковой, так что налицо экономия на зарплате. При всем этом выбор курьерских служб невелик, и цена доставки остается высокой.

Курьерская служба в цифрах

Цены на услуги курьерских служб различаются в 2-5 раз и зависят от срока доставки, объема заказа и веса груза. Кроме того, традиционно, в крупных городах стоимость курьерской доставки несколько выше, чем в небольших населенных пунктах.

Давайте попробуем составить своего рода бизнес-план курьерской службы. За основу возьмем вариант организации небольшой курьерской службы по доставке легкой корреспонденции постоянного заказчика, например, счетов за услуги или рекламной продукции. На сегодня этот вариант является самым оптимальным для организации курьерской фирмы с нуля.

Итак, курьерская служба заключила договор с компанией-оператором сотовой связи Х на доставку счетов и рекламных буклетов по адресной базе заказчика.

Курьер по доставке счетов сотового оператора Х в пределах МКАД получает без учета налога 0,2 доллара за доставку одного счета и 0,06 доллара за рекламный журнал (Солнцево, Зеленоград и Митино оплачиваются несколько дороже). При этом клиент (фирма-заказчик) платит за доставку счета ровно 1 доллар. Таким образом, при марже 75-80% и 75 тысячах счетов — это почти 60 тысяч долларов прибыли на одну доставку. Три таких доставки в месяц приносят курьерской фирме прибыль 180 тысяч. И это с учетом того, что бизнес делается на конкурентном рынке — каждый сотовый оператор сотрудничает с несколькими курьерскими службами на одних и тех же территориях. Помимо зарплаты курьеров, непосредственно осуществляющих доставку корреспонденции, прибыль идет на зарплату штатным сотрудникам курьеской фирмы (директор, бухгалтер, пара менеджеров), приобретение формы курьеров (обычно это дешевая болоньевая ветровка с фирменной символикой), аренду офиса. Можно вспомнить еще одну традиционную статью расходов российского бизнеса - откаты за получение заказа, но тут уж как вам повезет.

Счета на мобильную связь должны быть доставлены адресатам в течение четырех дней со дня их выставления. Поэтому другой источник прибыли курьерской фирмы — это более оперативная экспресс-доставка (в идеале — до трех часов) отправления. Очень выгодна доставка пакетов и другой тяжелой корреспонденции, стоимость доставки которых оценивается по весу. Вместе со счетами можно подработать распространением рекламы, заключив договора с другими заказчиками.

Кто главный в курьерской фирме?

Да, скорее всего, именно курьер, без него никак.

Для набора персонала в курьерскую фирму обычно используют традиционные способы, давая объявления в местные СМИ, типа «Из рук в руки», или прибегая к услугам службы занятости и рекрутинговых компаний. Другой хороший вариант — расклейка объявлений о найме курьеров в городских ВУЗах, техникумах, то есть там, где всегда есть желающие подработать.

Оплата проездных документов или покупка единого проездного билета курьерам работающих по совместительству, не предусмотрена. Впрочем, основная их часть — пенсионеры и студенты, которые и так имеют право на льготный проезд в городском транспорте. С теми, кто работает в основном штате (2-3 человека) ситуация решается по-разному, в зависимости от напряженности работы курьера и политики руководства курьерской фирмы. Большинство курьеров работает по договору, предусматривающем пенсионные отчисления, но без оплаты больничных листов и отпускных. Кстати, как показывает практика, большинство работают семьями, когда трудовой договор заключает один член семьи, а остальные помогают ему. Текучесть кадров наблюдается только среди тех, кто обслуживает спальные районы, где квартиры и офисы абонентов расположены не так плотно, как в центре.

Для быстрого разрешения возникающих проблем, из которых наиболее частой и простой является повторная доставка корреспонденции (адресата не оказалось на месте, и курьер вынужден приезжать повторно), - необходимо разработать должностную инструкцию с правами и обязанностями курьера, где должны быть четко и ясно прописаны все аспекты работы.

Иногда, правда, проблемы с персоналом все-таки возникают. К примеру, студенты не планируют держаться за подобную низкооплачиваемую работу, поэтому не особо пытаются соблюдать обязательные требования к сотруднику курьерской службы. В интернет-магазинах даже бывали случаи, когда студенты исчезали вместе с полученными за заказ деньгами. Основные недостатки студентов — легкомыслие, излишняя коммуникабельность, приводящая к утечке служебной информации, и общее нежелание вести себя как дисциплинированный работник сервиса, то есть произносить заранее отрепетированные формулировки.

В этом отношении, пожилые люди намного более ответственны и надежны, но, естественно, не все из них расторопны и способны доставлять тяжелые предметы. Так что ищите золотую середину!

Курьерская доставка автомобилем

В отличии от «пешеходных», у курьерских компаний владеющих собственным автопарком немного иная ситуация. Здесь уже появляются как явные, так и не слишком очевидные дополнительные расходы и проблемы: приобретение собственно транспортных средств, расходы на бензин и техническое обслуживание, парковку, да и сами курьеры уже должны иметь водительские права и опыт вождения — все это существенно увеличивает себестоимость услуги. По разным данным, уровень рентабельности курьерской службы с 10 автомобилями достигается при 40—60 заказах в день, что достаточно много, особенно для небольшой курьерской фирмы. Это, однако, не останавливает предпринимателей - на улицах городов все больше курьерских автомобилей с логотипами пиццерий и японских ресторанов. Обычно для курьерской доставки выбирают самый дешевый и компактный автомобиль - раньше это была «Ока», сейчас «Матиз» или что-то подобное.

Высокую стоимость автомобильной доставки пытаются снизить разными способами. Так, сеть ресторанов японской кухни «Якитория» доставляет только заказы, цена которых превышает 800 рублей. Пиццерия «Сбарро» и некоторые другие рестораны ограничивают зону доставки несколькими прилегающими районами, что сокращает продолжительность (а значит и цену) каждого выезда.

Другое серьезное препятствие на пути развития автомобильного курьерского бизнеса — пробки, ежедневно парализующие центральные улицы крупных городов и делающие проблематичной доставку заказов в самое «горячее» обеденное время. Компания, которая сможет решить эту проблему, непременно завоюет не только долю рынка, но и потребительскую лояльность. Возможно, есть смысл перенять зарубежный опыт, где для срочной доставки той же пиццы курьеры используют мопеды и скутеры, легко преодалевающие любые транспортные заторы.

В любом случае, российский рынок курьерских услуг в его нынешнем состоянии тем и хорош, что дает игрокам заметные возможности для экспериментов.

Если же говорить о сегменте более крупных курьерских доставок, то для экспресс-перевозчиков, работающих в масштабах страны или рынке международных перевозок, возможно оказание дополнительных услуг, таких как страхование, таможенное оформление и складирование грузов, предоставление информации о текущем местонахождении груза.

Итак, прикинем, какова сумма затрат на организацию курьерской фирмы, активно использующей автотранспорт для доставки небольших товаров? Стоимость 3 - 10 автомобилей плюс аренда офиса, гаража, небольшой склада, а также постоянные расходы на ГСМ, обслуживание техники и зарплату работникам. Примерно такой же уровень начальных вложений и постоянных расходов предстоит осуществить желающим доставлять пиццу, суши или другую «кулинарию». В случае доставки корреспонденции и печатной продукции курьерской компании потребуются один-два автомобиля, аренда офиса из двух достаточно больших комнат плюс зарплата сотрудникам.

Курьерская доставка товаров интернет-магазина

По оценкам экспертов, сегодня минимальная сумма стартового капитала, необходимого для создания небольшой курьерской службы по обслуживанию доставки товаров нескольких интернет-магазинов, составляет не более 3—5 тысяч долларов. Достаточно невысокая планка для входа на рынок.

В принципе, все описанное выше абсолютно справедливо и для этой ниши курьерского бизнеса. Правда, стоит отметить, что при работе с интернет-магазинами, когда клиенты осуществляют расчеты непосредственно с курьером, доставившим покупку, требуется лицензия насовершение подобных операций. Причем лицензия эта настолько недешева и непроста в получении, что большинство курьерских служб предпочитают «не заморачиваться» на эту тему и работают, по сути, не совсем незаконно.

Бизнес-план курьерской фирмы для конкретной ситуации

А вот на этом, пожалуй, закончим. Понятно, что все цифры для каждого региона и в каждом конкретном случае будут разные. Бессмысленно приводить какие-то общие, усредненные значения, их просто не бывает в бизнесе. В данном материале, я просто хотел отметить основные моменты, которые следует учитывать при составлении бизнес-плана курьерской службы. Все отстальное вы можете написать сами используя материалы нашего сайта.

02/2012
Сергей Панкратов. Как начать свое дело.

 

Скачать готовый бизнес план курьерской службы вы можете тут

 

 

 

 

 

 

Быстрый поиск идей здесь:

 

 

 

Получите бесплатно!

 

Популярные темы Популярное