Франчайзинг, покупка франшизы. Стоит ли покупать франшизу?

Критерии для оценки франшизы

Франчайзинг становится все большее популярным в России. Сегодня это очень быстро растущее и перспективное направление развития бизнеса.

Франчайзинг - форма предпринимательской деятельности, при которой какая-либо компания (франчайзер), как правило, с известной торговой маркой и крепким положением на рынке, заключает договор с другими фирмами или предпринимателями (франчайзи) на право действовать от имени франчайзера.

Если вы только приобретаете свой первый опыт в предпринимательстве, франчайзинг окажется очень удобным способом запуска бизнеса. Здесь есть множество преимуществ перед открытием бизнеса «с нуля». Сразу решаются многие организационные и маркетинговые вопросы. Не нужно тратить силы на разработку собственного узнаваемого бренда, создание корпоративного стиля, рекламы. Вы получаете уже готовую апробированную схему бизнеса. Ведь франшиза - это производственная или сервисная программа, которая включает рекламу, марку, производственную и маркетинговую технологии, оформление помещений и обучение персонала. Кроме того, вы сможете опираться на репутацию, опыт и успех компании-франчайзера.

Основные преимущества франчайзинга:

 

 

 

Но франчайзингу, как способу ведения бизнеса, свойственны и свои недостатки.

Принимая решение о приобретении франчайзы, вы должны понимать, что не сможете быть независимым в своей руководящей деятельности. Вам не позволят полностью контролировать все моменты работы вашей компании. Необходимо будет следовать системе установленных правил, ограничений, стандартов. Зависимость будет проявляться и в том, что потеря репутации франчайзером обернется для вас потерей собственной репутацией. Не следует забывать и о серьезной статье затрат: обязательные взносы в общий рекламный фонд, выплата роялти и другие.

Прежде чем заключать договор покупки франшизы, надо многое предусмотреть. Ваше решение стать франчайзи должно быть обоснованным. Вы должны решить для себя следующие вопросы:

  1. Верите ли вы в этот товар или услугу?
  2. Действительно ли вы хотите делать такую работу и вести такое франшизное предприятие?

Дальше следует провести тщательный анализ тех возможностей, которые даст вам франшиза. И здесь уже предстоит проработать целый перечень вопросов.

 

Возможность франшизы:

  1. Одобрение франшизного договор юрисконсультом;
  2. Предоставление исключительного права деятельности на данной территории или нет;
  3. Связь франшизера каким-либо образом с другими франшизными компаниями, продающими аналогичные товар или услугу, если да, то какова ваша защита от другой франшизной организации;
  4. Обстоятельства и цена за выход из франшизного договора.
    Вы должны быть готовы к тому, франчайзер аннулирует франшизный договор. Такое право он имеет, если франчайзи не получает запланированной прибыли, бросает тень на репутацию других из-за плохого обслуживания клиентов, не предоставляет франчайзеру требуемых отчетов о состоянии дел, злоупотребляет именем и оборудованием франчайзера;
  5. Оплата за созданную вами репутацию в случае продажи франшизы;
  6. Внимательно изучите франшизы перед тем, как сделать свой выбор в пользу определенной. Зачастую франшиза представляет собой вовсе не отработанную технологию, а, по сути, обычную оптовую куплю-продажу товара. Многие франшизы продаются только потому, что доверчивый франчайзи переплачивает за то, чему самостоятельно можно было бы обучиться за сумму, намного меньшую.

 

Франчайзер:

  1. Стаж предпринимательского опыта франчайзер;
  2. Репутация франчайзера среди предпринимателей, владеющих его франшизой;
  3. Представление франчайзером заверенной финансовой отчетности одного или более франшизированных предприятий;
  4. Оказание помощи в таких аспектах как:
     - программа подготовки управленческого персонала:
     - программа подготовки работников;
     - программа рекламы;
     - идеи по коммерческому планированию;
     - финансирование;
     - места для расположения предприятия;
  5. Обеспеченность франчайзера достаточным финансированием, чтобы выполнить свой план финансовой помощи и расширения;
  6. Статус компании франчайзера;

Узнайте как можно больше о будущем франчайзере. Это могут быть статьи в открытом доступе, материалы в конференциях и форумах по франчайзингу, деловые альманахи. Посмотрите предприятие изнутри: познакомиться с менеджерами и директором. Попросите франчайзера представить полную справку о его деятельности.

Необходимо, чтобы справка содержала подробную информацию по следующим темам:

  1. Финансовые отчеты;
  2. Описание спорных процессов, в которых принимали участие должностные лица и руководящие работники;
  3. Информация о первоначальном взносе и прочих платежах, которые требуются для получения франшизы;
  4. Сообщение об участии во франшизе известных лиц или общественных деятелей;
  5. Список имен и адресов других франшизодержателей;
  6. Справка о каких-либо притязаниях на доход, сделанных в отношении франчайзи.

 

Ваша компания:

  1. Размер собственного капитала для приобретения франшизы и ведения франшизированного предприятия, до выхода на самоокупаемость;
  2. Готовность отказаться от определенной самостоятельности действий в обмен на преимущества, предоставляемые франшизой;
  3. Достаточность опыта для работы с франшизером, сотрудниками и клиентами;
  4. Источник финансирования;

Необходимо ясно предоставлять сумму расходов. Многие затраты могут оказаться скрытым: затраты на оборудование, аренда и даже вывески, не говоря о финансировании товарно-материальных запасов или клиентов, которые покупают в кредит.

Избежать подобных проблем можно путем подготовки кассового бюджета, с помощью которого можно определить все расходы, включая:

  • Вступительный взнос в франшизную систему;
  • Периодические платежи (роялти);
  • Отчисления за рекламу (взимаются лишь некоторыми франчайзерами);
  • Капитальные вложения в открытие бизнеса.
  • Оборотный капитал.

 

Рынок:

- Исследовние наличия товара или услуги, которые вы предполагаете продавать по данному франшизному соглашению, на своей территории;

- Прогнозирование спроса и роста количества потребителей в течение последующих пяти лет;

- Анализ конкуренции в отношении данного товара или услуги со стороны франшизных и нефраншизных фирм.

 

Только определившись со всеми вышеуказанными позициями, можно будет принять взвешенное решение о том, стоит ли покупать данную франшизу или стоит поискать более интересное предложение.

Сергей Панкратов - Дайджест идей для бизнеса

 

 

 

 

 

 

 

Для быстрого скачивания

Скачать готовый бизнес план

Популярные темы Популярное